Деанглицизация столь же эффективна, как и дедолларизация

Страны группы, называемые на некоторых языках БРИКС, работают ради многополярного мира, т.е. другими словами, чтобы преодолеть нынешнюю ситуацию с державами-гегемонами, которые пытаются заставить мир следовать их интересам в военном, экономическом, политическом отношении и в международных организациях.
Правильно, что они сейчас пытаются освободиться от экономического шантажа, связанного с использованием американского доллара в международной торговле, и эта деятельность в народе известна как «дедолларизация». Можно надеяться, она будет прогрессировать медленно, но верно.
Но есть еще один элемент доминирования США, которому также следует противостоять. Речь идет о культурном доминировании с помощью языка. Любой, кто никогда не слышал и не видел телевизионной программы, переведенной с английского, или никогда не читал книгу, написанную в оригинале на английском языке, пожалуйста, поднимите руку.
В далеком 1492 году Антонио де Небриха, первый европейский автор грамматики одного из современных языков, испанского, написал в предисловии: «Siempre la lengua fue compañera del imperio» [язык всегда был спутником империи] и это верно даже сейчас, и однополярный мир, к которому стремятся Соединенные Штаты, использует английский язык в своей империи.
Это, конечно, имеет огромные преимущества для США и других англоязычных стран: как экономические (учителя, учебные материалы и т. д.), так и культурные, потому что через язык они продолжают преподносить ценности собственного общества, либерализм, нерегулируемую конкуренцию, пренебрежение нуждами слабых, оправдание несправедливой торговли с другими странами и т. д. Мы это хорошо знаем. Через язык они пытаются уподобить нас своей собственной концепции мира и отношений между людьми.
Но действительно ли мы хотим, чтобы такой культурный империализм существовал в многоцентровом мире? Если бы пришлось отказаться от английского языка, это стало бы ударом по империалистической пропаганде и позволило бы всем культурам и всем языкам свободно и полно развиваться в своей собственной стране, а страны БРИКС узнали бы себя немного лучше. Легко представить, что курсы английского языка в школах БРИКС-стран перешли бы от навязываемой в настоящее время английской культуры к множественности знаний о культурах русской, китайской, индийской, арабской, персидской и т. д.
Возникнет проблема языка общения в отношениях между странами БРИКС. Когда нет возможности использовать языки партнера, более естественным, более нейтральным и более совместимым с ценностями БРИКС-стран решением является использование международного языка эсперанто, в свое время заблокированного в Лиге Наций со стороны Франции из-за тогдашних (1920-х годов) империалистических соображений, а теперь практически заблокированной империей США.
Отказ от английского языка не требует затрат, но влечет за собой экономию и восстанавливает равное достоинство всех. Подумайте, когда на встречах стран БРИКС каждый будет иметь право говорить на своем языке или на нейтральном эсперанто.
Ренато Корсетти, Великобритания

(rusigis Tatjana Loskutova)

Опубликовано
В рубрике Sem categoria